Причины послеоперационных аритмий

АРИТМИЯ.ИНФО

Главная » Причины послеоперационных аритмий

Причины послеоперационных аритмий

Аритмия может возникать у больных, перенесших различные операции. Нарушения ритма после хирургического вмешательства могут быть следствием электролитных расстройств, недостаточного кровоснабжения (ишемии) миокарда и других факторов. Рассмотрим основные причины развития аритмии в послеоперационном периоде.

Сопутствующие заболевания

Нарушение ритма может быть связано с патологией клапанов сердца, ранее перенесенным инфарктом миокарда, хроническим обструктивным заболеванием легких, артериальной гипертонией, сахарным диабетом, злокачественными опухолями, нарушениями функции щитовидной железы (гипертиреоидизмом).

Предшествующее медикаментозное лечение

Вызвать гипертонию после хирургического вмешательства могут некоторые лекарства, которые назначались пациенту до проведения операции. К таким препаратам можно отнести «Фуросемид», «Дигоксин» и некоторые антидепрессанты.

Факторы хирургического вмешательства

Препараты для общего наркоза. Некоторые ингаляционные общие анестетики могут вызывать нарушения сердечного ритма за счет электрофизиологического механизма re-entry (циркуляции возбуждения по кругу). Также используемые для наркоза препараты при использовании в обычных или высоких концентрациях способны спровоцировать адреналин-индуцированную аритмию, узловой ритм, брадикардию, удлинять интервал QT у отдельных групп пациентов.

Местные анестетики. При эпидуральной или спинальной анестезии наблюдается глубокая, хотя и преходящая десимпатизация (утрата иннервации определенных участков тела). На фоне преобладающего тонуса парасимпатической нервной системы возможно развитие брадиаритмии. Случайное внутривенное введение избыточной дозы местного анестетика способно привести к остановке сердца.

Патологические изменения в крови. Гипервентиляция, изменение газов крови и уровня электролитов могут стать причиной развития аритмий по механизму re-entry. При искусственном кровообращении также могут возникнуть электролитные нарушения – еще один триггер, провоцирующий послеоперационные сбои сердечного ритма.

Некоторые медицинские манипуляции. Эндотрахеальная интубация нередко связана с нарушениями гемодинамики, снижением артериального давления и является частой причиной развития аритмии во время хирургического вмешательства. К нарушениям сердечно ритма может привести введение катета в центральные вены. Манипуляции непосредственно на сердце также часто провоцируют аритмию.

Вегетативные рефлексы. Стимуляция блуждающего нерва способна вызвать синусовую брадикардию, атриовентрикулярную блокаду и асистолию. При некоторых манипуляциях вегетативные рефлексы могут спровоцировать брадиаритмию.

Предшествующие заболевания сердца. Если у больного ранее наблюдались желудочковые аритмии, во время операции нарушения ритма могут возникнуть снова в ответ на стресс, сопутствующий хирургическому вмешательству, или на фоне отмены антиаритмических препаратов.

Область оперативного вмешательства. Аритмия часто возникает при проведении стоматологических операций. Это связано с тем, что такие процедуры сопровождаются глубокой стимуляцией парасимпатической и симпатической нервной системы.